Интервью с заместителем начальника экспедиции миры на байкале

«Миры» забрали пробы газогидратов около грязевого вулкана Мелкий

Глубоководные обитаемые аппараты «Мир» в рамках экспедиции «Миры» на Байкале» забрали пробы газогидратов около грязевого вулкана Мелкий на южном Байкале…

— Чем неповторима нынешняя экспедиция «Миры» на Байкале»?

— Аппараты «Мир» если сравнивать с «Пайсисами», что погружались во второй половине 70-ых годов XX века, имеют больше шансов, поскольку это аппараты нового поколения. Они и ученым дают больше информации, и как транспортное средство лучше. Изучение для того чтобы природного объекта, как Байкал, это вопрос неисчерпаемый. Все время в нем происходят какие-то процессы, и их нужно изучать.

— Были какие-то технические сложности при подготовке нынешних погружений «Миров»?

— Не было. Легко большой объем работы, большое количество всего нужно было сделать.

Как происходят погружения «Миров»? Чтобы все прошло удачно, баржа, которая есть носителем аппаратов, должна быть в определенном положении?

— Баржа обязана находиться носом на волну, по причине того, что в случае если это не верно, то начинается качка, а это страшно, по причине того, что имеется кран, что начинает раскачиваться, как большой маятник. Потому, что баржа долгая, а волна на Байкале маленькая, то носом на волну баржа стоит, как утюг.

А дальше уже целый балет получается.

Интервью с заместителем начальника экспедиции миры на байкале

Аппарат «Мир-1» посредством крана перемещается с кормы баржи на поверхность воды

Аппарат вываливают за борт, на катер уже передан буксирный финиш. Аппарат должен быть развернут кормой к барже, носом в катер, и в тот момент, когда аппарат делается на воду, катер его тащит. Сложность в том, что баржа неуправляемая, и дабы держаться носом на волну, она должна иметь хоть мелкую, но скорость.

— При какой волне возможно осуществлять погружения «Миров»?

— Где-то метр-полтора для нас уже критично. В этом случае баржа начинает рыскать, и страшно трудиться.

— Как продолжительно проходит подготовка к погружениям?

— В случае если все нормально, то подготовка к погружениям занимает около часа. В случае если на борту имеется много дополнительной аппаратуры, то необходимо время, дабы ее проверить. Еще имеется громадный количество каких-то запасных работ. На судне постоянного базирования «Академике Мстиславе Келдыше» данный процесс более либо менее автоматизирован, а тут для всех работ у нас лишь один кран.

В текущем году у нас новая команда, которая, но, достаточно оперативно вошла в курс дела.

— Как осуществляется сообщение с аппаратами, в то время, когда они находятся под водой?

— Сообщение с «Мирами» осуществляется через звуковой канал. Позади на катере имеется кабель, на нем особая гидроакустическая антенна. И на аппарате собственная антенна. Ведутся переговоры в простом микрофонном режиме. Связист запрашивает аппарат, экипаж отвечает. Они в большинстве случаев мало говорят, все рассказы бывают по окончании того, как аппарат поднимается на поверхность. А так, в большинстве случаев это сугубо деловая информация, они докладывают, что все проходит нормально, говорят курс, которым движется аппарат.

— Экипаж всегда находится на связи либо общается маленькими сеансами?

— Неизменно онлайн экипаж не находится. В большинстве случаев в случае если все нормально, то сеансы связи проходят раз в 30 мин.. В случае если имеется какие-то феноменальные сообщения, то по мере необходимости.

Для чего члены экипажа снимают обувь перед тем, как зайти в аппарат?

— Это во всем мире принято, дабы не таскать грязь в подводный аппарат. Сидят или в носках, или какие-то бахилы надевают.

— Какие конкретно в аппарата условия — температура, влажность?

— В то время, когда аппарат лишь уходит с поверхности воды, то температура такая же, как тут, на барже. По мере погружения происходит охлаждение. У «Миров» изоляции нет, исходя из этого аппарат достаточно скоро достигает температуры воздуха, другими словами делается таким же холодным, как вода.

Но у нас имеется возможность греть аппарат, поскольку стоят особые тепловые пушки и ниже 13 градусов в «Миров» температура не опускается.

— А как обстоит дело с запасом кислорода на борту?

— Кислорода в том месте на трое суток. За рабочее погружение для того чтобы громадного количества не нужно, само собой разумеется. В том месте два рабочих баллона и два аварийных. Весьма редко в то время, когда мы переходим на второй рабочий баллон.

— Какие конкретно задачи, не считая научных, стоят перед нынешней экспедицией?

— В прошедшем сезоне пробовали отыскать останки бронепоезда, но их не нашли. Но я так осознаю, к сожалению, что следов людской деятельности тут достаточно.

— Большое количество местных обитателей верят в разных духов. А как вы и другие члены экспедиции относитесь к этому? Приходилось ли вам задабривать духов перед экспедицией?

— Великий физик Нильс Бор подвесил у себя подкову в прихожей и на все вопросы о том, верит ли он в ее силу, сказал, что он слышал, словно бы подкова приносит счастье кроме того тем, кто в это не верит. Так что лучше задобрить духов. Для этого возможно чего-нибудь за борт побрызгать перед тем, как выйти. Чай, к примеру, либо еще что-нибудь.

— Довольно часто ли чужестранцы арендуют «Миры» для каких-то собственных целей?

Интервью с заместителем начальника экспедиции миры на байкале

«Трудимся лишь на науку»

По результатам первой семь дней работы экспедиции «Миры» на Байкале» ученые установили, что вода в озере стала чище, а пилот «Мира-2» Храбрец России Евгений…

— Не редкость. И по научным программам, и чтобы снимать кино, как это было с фильмом «Титаник».

— А вот еще, говорят, французы желали применять «Миры» для поиска «тёмных коробок» с сравнительно не так давно разбившегося самолета A330-200, что летел из Рио-де-Жанейро в Париж

— Ничего не могу сообщить на данный счет. У них имеется собственный аппарат, «Наутилус» что. Действительно, он совсем не подобен «Мирам». Неспециализированного между ними то, что они погружаются на 6000 метров, как и еще один аппарат, находящийся в собствености японцам. А таких аппаратов, как «Миры», больше нет.

— Достаточно ли России иметь два таких глубоководных аппарата?

— У США, например, нет ни одного «шеститысячника».

— А какой срок эксплуатации у «Миров»?

— Тут нельзя говорить о сроке эксплуатаций. Тут техника, которая всегда модернизируется. У нас было два важных плановых ремонта с полной разборкой. В последний раз мы испытывали аппараты, оказав на них давление, соответствующее глубине 7500 метров. Все равно аппараты затем были как новенькие.

— А дорого обходятся ремонт и содержание?

— Ну да. Тем более что если не трудиться, то не только техника приходит в негодность, а и народ разбредается. В прежние времена у нас в стране было большое количество подводных аппаратов, не смотря на то, что «шеститысячников» не было. Но в то время, когда было нужно трудиться с подлодкой «Курск», то, хоть в том месте глубина была маленькая, пригодилось срывать с работы шеститысячный «Мир», потому, что вторых команд больше не было.

Интервью с заместителем начальника экспедиции миры на байкале

Сергей Смолицкий командует работами по погружению «Миров»

— Другими словами без работы вы не простаиваете?

— Последние годы нет. А вот в 2006-м не трудились. В 2005 году у нас была последняя экспедиция с Джеймсом Камероном. А перед Байкалом была экспедиция на Северный Полюс. Это было феерически! Я вас уверяю, что в ближайшие пара лет никто этого сделать не рискнет. В среднем у нас получается одна программа в год, поскольку это же достаточно дорогое наслаждение, в таких экспедициях счет идет на миллионы долларов.

— Где более весьма интересно погружаться, в океанах либо озерах? Сами погружаетесь?

— Везде собственная специфика. Некое время назад я ходил бортинженером. на данный момент я уже давно пребываю в должности старшего механика и руководителя погружения аппаратов «Мир». Но под водой, само собой разумеется, увлекательнее.

К глубинам Байкала. часть 1 (из 2)


Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: