Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

Истоки русского феминизма

Идеи феминизма циркулируют на Западе со времен античности. Еще Платон рассуждал о том, что дамы смогут быть в числе правителей совершенного страны. А вот в Россию подобные идеи пробрались лишь по окончании эры Петра I — и как раз они стали причиной тому, что на троне показалась дама. Само собой разумеется, Екатерину II вряд ли возможно назвать феминисткой, но она самой собственной фигурой безотносительного монарха-«матушки» демонстрировала необычную оппозиционеров патриархату.

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

«Учеными не рождаются»

О проблеме гендерного неравенства в науке, и о том, как преодолеть стать и недоверие коллег ученым, отделу науки «Газеты.Ru» поведала биолог и…

К концу XIX века Российская Федерация уже была способна просматривать и обсуждать тексты, посвященные правам дам, к примеру трактат Джона Стюарта Милля «Подчиненность дам» (1869).

В Российской Федерации существовало сильное социалистическое революционное перемещение, которое среди другого ставило целью добиться равноправия дам: подчиненность дам власти мужчин рассматривалась в нем как частный случай подчиненности индивидов тираническому стране. Как раз представительниц этого революционного перемещения возможно назвать первыми русскими феминистками.

По окончании революции 1917 года у нас было принято самое прогрессивное в мире законодательство, касающееся равенства полов. Дамы взяли право на развод, право на аборт и полные избирательные права — по состоянию на 1918 год ничего аналогичного в мире не было кроме того на западе. При советском правительстве действовали особые комиссары, курировавшие «женский вопрос». На повестке дня у них была борьба с неграмотностью среди дам, половое просвещение, а особенно ранняя советская власть прославилась борьбой с «кухонным рабством» — под этим лозунгом обсуждалась необходимость избавить даму от неоплачиваемого домашнего труда. Тут нельзя не отыскать в памяти Александру Коллонтай — наркома национального призрения и первую даму-министра в истории.

В первые годы существования советской власти в обществе велись иногда достаточно храбрые и необычные дискуссии — к примеру, об уничтожении университета семьи как пережитка классового общества. Эта дискуссия сворачивается в 30-е годы, в то время, когда начинается возвращение к патриархальным сокровищам. Однако новая роль советских дам закрепляется с началом Второй мировой: мужчины уходят сражаться, а дамы занимают их места на заводах и приобретают громадную самостоятельность, чем когда-либо. Романтическим и сентиментальным отражением этого процесса можно считать судьбу Вероники, героини фильма Михаила Калатозова «Летят журавли».

«Желаем назад на кухню»

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

Алтайская амазонка была юношей

Юная девушка-солдат, найденная на родине известной алтайской принцессы Укока, была не девушкой, а юношей. Что старая амазонка была…

В 70-е годы советские дамы, попытавшиеся необычную отечественную модель гендерного равенства, в которой оба супруга трудились, но наряду с этим дама все равно брала на себя солидную часть домашних дел, начали снова грезить об идеале буржуазной семьи. Таковой, где мужчина получает на судьбу, а дама снабжает домашний уют и отказывается от социальных амбиций. Дамы захотели опять «за каменную стенке», как раз сейчас появляются фильмы наподобие «Служебного романа» и «Москва слезам не верит». Главные героини кинокартин чувствуют себя неполноценными без «обычного» мужчины. «Служебный роман» по большому счету представляет собой потрясающую историю превращения современной амбициозной дамы-начальника в домохозяйку, причем ей приходится еще исправлять собственные «недочёты» и «обучаться женственности».

Ближе к концу СССР пресса наполнена статьями о преимуществах патриархальной семьи: работящий мужчина и его верная супруга, в руках которой остается дом. Перестроечная пресса и общество свели гендерный вопрос к лозунгу «Желаем назад на кухню».

В целом СССР имел характерные черты общества модерна, где у дам были права, как формальные, так и настоящие, но наряду с этим владел кроме этого некоторыми показателями тоталитарного страны, где публичная судьба контролировалась страной, а последнее ассоциировалось с властью партийных фаворитов-мужчин. Дамы, с одной стороны, были, само собой разумеется, свободнее, чем в патриархальном, к примеру викторианском, обществе, но с другой — их жизнь, как и жизнь советских мужчин, была регламентирована комплектом допустимых в обществе развитого социализма практик.

Феминизма в западном смысле слова в СССР не существовало, потому, что это противоречило программе КПСС. броских диссидентских групп, которые связаны с феминистским перемещением, также не было: «женский вопрос» в послевоенный период считался разрешенным и был на периферии публичного сознания. Итогом стало закрепление парадоксальной обстановке: с дам не была снята обязанность по приготовлению обедов и воспитанию детей, но наряду с этим они еще и трудиться должны были. В Российской Федерации до сих пор уверены в том, что в семье, где трудятся оба супруга, заниматься трудоемкой домашней работой должны как раз дамы — по причине того, что так всегда было. Логика того, что трудящаяся дама приходит по окончании смены и готовит супругу борщ, — чисто советская.

Сексуальная революция пришла в СССР с опозданием — вместе с перестройкой — и опоздала привести к глубоким социальным изменениям, другими словами сексуальная свобода в узком смысле слова в отечественном обществе существует, а вот мысль гендерного равенства все еще дискутируется как спорная. Возможно, это неудивительно:

в 90-е годы людям необходимо было выживать, а не поменять привычную модель гендерных взаимоотношений. Бремя выживания, кстати, легло по большей части на женские плечи — как раз дамы готовили домашние обеды в «лихие годы», и они же скорее соглашались на непрестижную грязную работу: к примеру, инженер с высшим образованием шла продавцом в коммерческий киоск либо подрабатывала уборщицей, дабы прокормить семью.

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

«Гомосексуализм — это легко глюк»

Люди полигамны либо моногамны по собственной природе? Каков будет интеллект у человека будущего? На эти и другие животрепещущие вопросы отделу науки…

Современное российское общество остаётся до забавного сексистским, но в нем начинают обсуждаться гендерные неприятности. Феминистки в современной России делятся на три группы: отвлечённые исследователи, каковые пишут работы в рамках gender studies, просветительницы, каковые публично высказываются по гендерным вопросам, и радикальные феминистки, каковые вычисляют, кратко говоря, что мужчины и патриархальное российское общество неисправимы.

Дамы в Третьем рейхе

Значительно несложнее выглядит история дам в Третьем рейхе. Идеология фашистов не ставила перед собой задачу освобождать дам, наоборот, они считали, что у дамы имеется отведенная ей природой естественная роль — матери, хранительницы очага. Программа фашистов предполагала, что дам необходимо исключить из публичной судьбы, куда они начали деятельно попадать по окончании 1918 года, в Веймарской республике. Фюрер, очевидно, мог быть лишь мужчиной, и все главные посты в нацистской партии принадлежали мужчинам. Примечательно наряду с этим, что более 60% избирателей Гитлера на выборах 1932–1933 годов были дамами: риторика фашистов, дающих слово национальное возрождение и порядок, была для них притягательной, даже в том случае, если в один момент им предписывалось занять подчиненное, «классическое» положение в обществе. Это поучительный случай притягательности патриархата для его потенциальных жертв — сюжет, обрисованный в литературе, к примеру, в достаточно радикальном виде у поэтессы Сильвии Платт.

По окончании 1933 года фашисты принимают твёрдое репродуктивное законодательство — они, как и Сталин, криминализировали аборты. Правительство фашистов к тому же начало первым в мире систематически бороться за здоровый образ судьбы граждан — у них для этого были основания, которые связаны с идеей расовой чистоты. Без сексизма тут также не обошлось, и в Третьем рейхе действовали особенные правила, ограничивающие продажу табака дамам.

В целом эта история говорит о том, что социальные нормы и социальные институты являются достаточно пластичными: Германия за пара десятилетий прошла путь от «распущенности» Веймарской республики через радикальный патриархат фашистов к новому послевоенному освобождению. Общество, подарившее дамам свободу, выяснилось талантливым эти свободы скоро свернуть, и напротив. В этом контексте не таковой уж фантастикой обязан смотреться скандальный роман «История служанки» Маргарет Этвуд — написанный в 80-х, он рисует антиутопию, связанную с новым наступлением радикального сексизма на западе.

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

Выходные — не для родов

Вторник — самый благоприятный сутки для рождения ребенка, а вот в четверг, воскресенье и субботу младенцы умирают значительно чаще. Отдел науки…

По окончании денацификации немцы стремились демонстрировать собственный отличие от прошлого режима, и исходя из этого к 80-м годам в ФРГ гендерному равенству уделяли особенно большое количество внимания. Как и во всем развитом мире, германские дамы деятельно выходили на рынок труда и тем самым в первый раз в истории приобретали экономическую независимость от своих своих родителей либо мужей. Превращение дам в наемных работников стало причиной стремительному экономическому подьему, росту потребления и производства.

Экономический фактор, пожалуй, был главным для стремительного внедрения идеи гендерного равенства.

В том месте, где экономика развита хуже, а университет частной собственности есть не сильный (к примеру, в Российской Федерации либо в арабских государствах), феминизм имеет значительно более узкую социальную базу. Но, кроме того в исламском мире, в таких государствах как Иран, сейчас присутствует заметное феминистское перемещение.

Бородатые доктора наук-сексисты

Неприятность гендерного неравенства существует в научном мире. Около 70% докторов наук на главных позициях во всем мире — это мужчины. Любопытно, что, согласно данным статистики меньше всего дам-докторов наук в философии — это консервативная дисциплина, и в публичном сознании образ философа ассоциируется с бородатым лектором.

Научный авторитет — это одна из разновидностей политического авторитета, и именно на примере науки можно понять, что такое патриархат. Изучения говорят о том, что одинаковые тезисы, озвученные учителем-преподавателем и мужчиной-дамой, воспринимаются смешанной аудиторией по-различному.

Мужчина выглядит более авторитетным, более респектабельным, к нему чаще готовы прислушиваться. А про дам-лекторов студенты довольно часто говорят: «Ее лекция была поверхностной и необъективной». В компетентности дам-лекторов сомневаются намного чаще, чем в компетентности докторов наук сильного пола.

Сексизм не есть выдумкой феминисток, и это делается очевидным, в случае если мы, к примеру, взглянуть на историю присуждения Нобелевских премий либо на совокупность зарплаты ученых, либо на то, кому отдаются ведущие позиции в университетах. Обычная дискриминация: дама-исследователь не приобретает премию за открытие, которое она сделала в команде с мужчинами. Считается, что ее работа носила вспомогательный, второстепенный темперамент — дама в лаборатории до сих пор воспринимается больше как персонал , чем как независимая исследовательская единица.

Громадная ракета и ПМС-клан

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

«С позиций ислама эволюция имеет место»

Как ислам сочетается с теорией эволюции живых организмов, идут ли иранские дамы в науку и как государство поддерживает изучения, в интервью…

В 90-е годы прошлого века показались новые культурные феномены, воздействующие на отечественное представление о гендерных ролях, в частности — игры. Тут ответственны, во-первых, женские персонажи, такие как Лара Крофт, благодаря которым игроки обоих полов имели возможность начать ассоциировать себя с сильной дамой-супергероем. Во-вторых, собственную роль сыграли женские киберспортивные команды, каковые начинают соревноваться с мужчинами на равных.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века показалась популярная игра «Doom», в которую возможно было играться по сети. В том месте сходу появились неприятности с сексизмом: 95% игроков были молодыми мужчинам, детьми. Если они видели в игре девушку, то реакция была стереотипной: «Отправимся я покатаю тебя на собственной громадной ракете», «Ты, возможно, такая ужасная, что не можешь отыскать себе парня в реале». Ответом стали женские игровые кланы, каковые громили мужские команды и побеждали в соревнованиях, — такова история, к примеру, известного PMS Clan. Лет через десять такие команды, доказавшие собственную «крутизну», начинали кроме того принимать в свои ряды мужчин.

Принцесса Лея в бикини и томный Бэтмен

Пара месяцев назад английские сайты обсуждали исчезновение костюмов и фигурок принцессы Леи, одетой в бикини, из маркетинговых материалов компании Disney, которой на данный момент принадлежат права на фантастическую вселенную, созданную Джорджем Лукасом. Соответствующий эпизод был снят для «Возвращения джедая» в первой половине 80-ых годов XX века — Лея была забрана в рабство гангстером Джаббой Хаттом. Люка Скайуокера мы, само собой разумеется, в таковой роли представить себе не можем. И столь же неосуществима подобная сцена с дамой в эпизоде «Звездных войн», снятом в 2015 году, — западное общество изменялось за последние десятилетия стремительнее, чем одна далекая галактика.

Однако вопрос о репрезентации дам в массовой культуре сохраняется. В комиксах о Бэтмене, например, женские персонажи открыто эротизированы, носят обтягивающие костюмы и принимают соблазнительные позы, кроме того пребывав на боевом задании. Это возможно сделать явным,

Кирилл мартынов о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье

Мужчины не умнее дам

Стереотипы о том, что мужчины умнее дам, а мужской мозг больше и лучше женского, опровергнуты американскими учеными. Отдел науки…

в случае если, как кое-какие западные феминистки, поменять Бэтмена и, скажем, Даму-кошку местами, сохранив позы храбрецов. Сейчас Бэтмен — томный храбрец, а рядом с ним стоит гордая и агрессивная женщина.

Сравнительно не так давно давление общества стало причиной тому, что японская игра «Dead or Alive Xtreme 3», посвященная пляжному волейболу, не была издана в Соединенных Штатах. Феминистки отмечали, что игра в действительности не про волейбол, а про объективацию и эксплуатацию женского тела, по причине того, что «спортсменками» были эротичные девушки.

Дамы и их декоративно-косметическая функция

Изучением феминизма занимаются прежде всего социология, культурная антропология и философия. Любой уважающий себя университет в мире на данный момент имеет пара проектов, которые связаны с gender studies — междисциплинарным направлением, сосредоточенным на одном из трех этих факультетов.

На русском книг по gendre studies издается довольно немного. Я бы советовал почитать работу Рейвин Коннел «Гендер и власть», «Политику пола» Кейт Миллет, имеется весьма хороший исторический обзор Валери Брайсон — «Политическая теория феминизма», а самое легкое и наряду с этим провокационное чтение — это научно-популярная книга «Миф о красоте» Наоми Вульф. В последней книге создатель говорит о многих простых вещах, которым мы не придаем значения. К примеру, на работу дамы должны в обязательном порядке ходить прекрасными, накрашенными и в красивом платье либо костюме. Другими словами у дам на работе имеется еще и декоративно-косметическая функция. А у мужчин ее нет: мужчина прежде всего — специалист и лишь во вторую — прекрасно выглядит.

Подготовила Екатерина Шутова

Гендерное неравенство: вывод харьковчан


Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: