Об эргономике

Еще сравнительно не так давно была обширно распространена точка зрения о том, что самая характерной чертой развития научных изучений в наши дни есть происхождение новых научных дисциплин на стыке ветхих хороших наук. на данный момент наровне с этим появляются синтезирующие науки, к числу которых относятся, к примеру, кибернетика, системотехника, экология. Синтезирующие науки охватывают частные вопросы на новом уровне и применяют для этого новые приемы изучения. Эргономика относится к классу как раз таких синтезирующих наук либо метанаук. Необходимость происхождения эргономики связана с тем, что изучение «антропогенных факторов» по-одному и соответственно разработка рекомендаций по оптимизации и учёту отдельных антропогенных факторов очень сильно напоминают «плохую бесконечность». Будущие формы синтеза частных наук в эргономике пока не весьма ясны, но очевидна необходимость в создании способов многомерного изучения трудовой деятельности Это вовсе не свидетельствует, что эргономика поглотит физиологию, психологию, гигиену труда, техническую эстетику, социальную психологию и социологию трудовых коллективов. Наоборот, эргономика стимулирует развитие фундаментальных изучений в этих регионах знания, предъявляет к перечисленным наукам новые более «твёрдые» требования. К примеру, стала очевидной недостаточность качественного описания психологических процессов и физиологических функциональных совокупностей, лежащих в базе трудовой деятельности, появилась необходимость разработки гигиенических норм, учитывающих не только состояния физиологических совокупностей организма, но и уровень качества деятельности человека.

Предстоящее развитие эргономики предполагает в первую очередь, что эти классических наук о трудовой деятельности будут накапливаться более интенсивно и в тех формах и терминах, каковые возможно применять для их объединения и сопоставления. Конкретно это указывает, что нужна собственного рода индустрия экспериментальных изучений, объединение разных способов (инженерных, психотерапевтических, физиологических и других) в одной экспериментальной процедуре. Конечно, что проведение аналогичных изучений предъявляет особенные требования как к коллективам эргономистов в целом, так и к отдельным экспертам. Ответственной задачей таких коллективов есть создание единого методического подхода к организации, накопления и сбора информации о комплексном влиянии физиологических, психотерапевтических и других факторов на процессы, лежащие в базе трудовой деятельности, на её производственную и социально-личностную эффективность. В этом состоит первая цель эргономики и в один момент условие ее окончательного становления.

Вторая ближайшая цель эргономики содержится в разработке понятийного и математического аппарата взвешивания и синтетического «рассмотрения» различных определения и факторов самые рациональных дорог оптимизации конкретных видов трудовой деятельности проектируемых совокупностей управления и разрабатываемых образцов любых устройств, с которыми будет взаимодействовать человек. Эта задача уже полностью есть прерогативой фактически эргономики, а не классических наук.

Эргономика, как и каждая зарождающаяся дисциплина, не имеет возможности развиваться без подготовки соответствующих кадров научных и практических работников. На данный момент эргономистами становятся люди, имеющие разное опыт работы и исходное образование. Данный «стихийный» процесс в начальной стадии неизбежен. Но уже на данный момент чувствуется крайняя необходимость организации систематической подготовки экспертов этого профиля.

Эргономика будет настоящей силой предстоящего увеличения эффективности социалистического производства не только благодаря опытной эргономической работе. Эргономический подход к разработке изделий, организации производства, работы связи, перемещения транспорта, к совершенствованию сферы обслуживания населения возможно реализовать лишь через экспертов перечисленных отраслей народного хозяйства. Речь заходит, так, о распространении в среде технических специалистов и организаторов производства эргономической культуры как составной части неспециализированной производственной, трудовой культуры. Это указывает, что любой инженер либо администратор, либо живописец, должны всегда думать как и в каких условиях будут пользоваться его изделием, плакатом люди, для которых он формирует собственный продукт. В одном из управлений по инженерной психологии сообщено: «приступая к проектированию, не думай, что ты эталон человечества».

Разрабатывать изделия, организовывать перемещение потока клиентов, рассчитывая на собственную психологию либо вовсе не думая о конкретных условиях деятельности людей—показатель отсутствия эргономической культуры. К сожалению, мы до тех пор пока частенько видимся с проявлением этого. Для распространения эргономической культуры нужна в первую очередь сама эргономика как определенная и признанная научно-практическая дисциплина. Но этого мало. Необходимо вводить направления эргономических знаний во многих опытных заведениях, а возможно, и в общеобразовательных школах на уроках труда.

Так, в скором времени возможно ожидать настоящего становления эргономики и как научной дисциплины, и как элемента культуры производства в самом широком замысле. Очевидно, для этого нужно приложить много упрочнений.

Об эргономике ножа (о юзабилити) — с Александром Марьянко


Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: