Основные дефекты сварных швов и причины их возникновения

Классификация недостатков. Все недостатки подразделяются на наружные, внутренние и сквозные.

К наружным недостаткам относятся превышение усиления и занижение размеров сварных швов, смещение шва от оси, подрезы (рис. 1), наплывы, усадочные раковины, незаплавленные кратеры, наружная пористость, трещины, выходящие на поверхность шва либо околошовной территории. К наружным недостаткам относятся кроме этого неравномерность ширины и катета шва и большая чешуйча-тость валика.

Основные дефекты сварных швов и причины их возникновения

Рис. 1. Подрезы территории сплавления: а — стыкового, б — угловоге, в — нахлеетвчноге

К внутренним недостаткам относятся газовые поры, шлаковые и железные включения, непровары (рис. 2), трещины в металле шва и в зоне термического влияния.

Сквозные недостатки предтавляют собой свищи, сквозные трещины и прожоги.

Основные дефекты сварных швов и причины их возникновения

Рис. 2. Непровары: а — корня шва, б — территории сплавления, в — частичный и целый

Обстоятельств недостатков сварных швов большое количество, главные из них — низкий уровень качества сварочных материалов, неверная сборка, неисправность оборудования, отклонения от разработки и низкая квалификация сварщиков. При автоматической сварке недостатков появляется, в большинстве случаев, меньше, чем при ручной.

сущность и Происхождение главных недостатков сварки. Для обеспечения работы изделия стыковые швы должны иметь маленькое усиление высотой 1—2 мм. Излишнее усиление шва (более 3—4 мм) в изделии, трудящемся на динамическую нагрузку, ведет к снижению работоспособности и концентрации напряжений сварного соединения. Особенно страшна концентрация напряжения для легированных сталей при работе конструкций при отрицательной температуре.

Большая чешуйчатость шва, неравномерная ширина его и наличие наплывов наблюдаются при сварке на монтаже в неудобных условиях работы.

Подрезы воображают весьма важную опасность, поскольку являются концентраторами напряжений в самом не сильный месте сварного соединения, где часто бывает перегретый металл. Помимо этого, подрезы уменьшают рабочее сечение шва. В важных конструкциях кроме того незначительные подрезы недопустимы. Подрезы исправляются наплавкой узкого шва.

Непровары в корне сварного соединения и между слоями многослойного шва являются концентраторами напряжений, уменьшают сплошность металла сварного соединения .и работоспособность конструкций. К этому особенно чувствительны легированные стали.

Наружная и внутренняя пористость шва образует местную концентрацию напряжений, сокращает физическую сплошность металла и может привести к преждевременному разрушению конструкции под нагрузкой. Обстоятельством образования пор являются газы, каковые образуются в ходе остывания и плавления металла шва и не успевают выйти в шлак.

Неметаллические (шлаковые) включения снижают прочность и ударную вязкость сварного соединения. Они получаются в следствии нехорошей зачистки кромок от окалины и предыдущих слоёв и ржавчины при многослойной сварке. Мельчайшее количество неметаллических включений имеет место при сварке в защитных газах. Маленькие округлые включения не страшны. При сварке вольфрамовым электродом смогут появиться вольфрамовые включения. Данный недостаток по степени опасности соответствует шлаковым включениям.

Трещины (продольные и поперечные, по шву и околошовные) создают несплошность материала для силового потока и благодаря этого местную концентрацию напряжений с падением динамической и вибрационной прочности конструкции. В зависимости от свойств и состава сварных основного металла и швов появившаяся в зоне сварки трещина может распространиться на большую длину. Трещины вычисляют самым страшным недостатком сварки.

Влияние недостатков на понижение прочности сварных соединений.

Влияние недостатка на работоспособность сварного соединения направляться разглядывать с позиций формы, расположения и длины его по отношению к направлению действующей силы. Более страшными являются недостатки вытянутой формы (трещины, непровары), менее страшными — недостатки округлой формы (одиночные газовые поры, шлаковые включения). Недостатки, направленные параллельно силовому потоку, менее страшны для конструкций, трудящихся на статическую нагрузку. Непровар величиной в 25% от толщины металла при понижении температуры до —45 °С приводит к уменьшению временного сопротивления на растяжение сварного соединения в 2 раза, пластичности — более чем в 2—4 раза. Особенно очень сильно значительно уменьшается прочность сварных соединений под влиянием физической несплошности. К примеру, непровар стыкового шва из низкоуглеродистой стали допускается лишь до 5% от толщины металла, а при сварке легированных сталей — еще меньше. Одиночные поры числом не более 5—6 на 1 см2 сечения шва допустимы в сварных соединениях из низкоуглеродистой стали.

Главные недостатки сварных соединений и их раскрываемость способами НК


Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: