Пионерский мотоблок

Какой экспонат выставки самый увлекательный? Разумеется, тот, у которого больше всего визитёров, на что чаще вторых наводят объективы фотоаппаратов. Таким экспонатом на Московской выставке научного творчества молодежи 1984 года, посвященной 60-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, был мотоблок «Вятка-1М», изготовленный в кружке автоконструирования Дворца пионеров имени Н. К. Крупской Бауманского района Москвы!

Воспитанники кружка, братья Владимир и Александр Самсоновы — сейчас обучающиеся Столичного автомобильно-дорожного профтехучилища, — забрали за базу ; разработку инженера С. Ильичева (см. «Вятич» из Подмосковья», «М-К» № 7 за 1981 г.).

Исходная конструкция, но, не до конца удовлетворила ребят. Многие детали и узлы были решены ими по-своему в ходе доводки и изготовления. В следствии «Вятка-1М» напоминает прототип только компоновочно. Она стала устойчивее, красивее, значительно эргономичнее.

Об данной работе братьев Самсоновых говорит их наставник, начальник кружка Константин Иванович Кругликов.

Сначала парни всецело повторили конструкцию С. Ильичева. Но при опробованиях на дачном участке у нее обнаружились недочёты. Мотоблок был неустойчивым на поворотах, тяжело было удерживать его в борозде из-за высоко поднятого центра тяжести.

Пионерский мотоблок

Рис. 1. «Вятка-1М» (грунтозацепы сняты):

1 — защитный кожух. 2 — вал отбора мощности. 3 — плоский топливный бак 4 — крепление бака, 5 — катушка зажигания, 6— электронный блок зажигания. 7 — «манетка» газа. 8 — держак рабочего органа. 9 — лапа культиватора.

Пионерский мотоблок

Рис. 2. Переделка рамы:

1 — платформа ходового моста, 2 — отверстие под шпильку фиксации кронштейна. 3 — петли подвески держателя рабочего органа, 4 — удаляемая часть рамы.

Пионерский мотоблок

Рис. 3. Кронштейн крепления двигателя:

1 — основание, 2 — зажим. 3 — упорный уголок. 4 — ребра жесткости, 5 — опора. 6 —пазы под шпильки фиксации.

Выяснилось кроме этого, что запуск кик-стартером не совсем эргономичен, да и трудился двигатель ненадежно, по всей видимости, долгий изогнутый патрубок карбюратора ухудшил питание. Прямые грунтозацепы скоро забивались землёй, а плуг отваливал пласт почвы прямо на колесо.

Очевидно, все это нас не устраивало, и мы задумались над тем, как улучшить машину. Решили уменьшить вертикальный габарит мотоблока и заодно его вес.

Начали с рамы (см. «М-К» № 7 за 1981 год, с. 8—10). Часть наклонной и всю нижнюю балку отрезали; платформу ходового моста перенесли на верхнюю балку; вырозняли петли подвески держателя.

После этого упростили кронштейн крепления двигателя, покинули, на отечественный взор, самое нужное: основание, зажим, опору, ребра жесткости и упорный уголок. Поменяли и метод фиксации кронштейна на раме: вместо двух болтов сверху — четыре шпильки по бокам.

По опыту мы знали, что цилиндрический топливный бак не всегда удачен. В данной ситуации больше доходил бак прямоугольной небольшой толщины и формы. Прикрепили его к зажиму головки кронштейна и кожуху цилиндра двигателя.

В следствии «рост» мотоблока уменьшился на 350 мм. Понижение центра тяжести в сочетании с увеличенной до 500—700 мм колеей колес (в зависимости от разворота дисков) придало конструкции нужную устойчивость.

Сомнение вызывал и долгий изогнутый патрубок карбюратора — маленький, штатный лучше. Исходя из этого возвратились к нему. Дабы двигатель трудился более надежно, применили электронный блок и катушку зажигания, а вместо кикстартера поставили пусковой шкив на вал вентилятора.

Схему трансмиссии было решено не поменять. Но промежуточный и ходовой мосты сделали сами. Для простоты применяли не шлицевое соединение звездочек с валами, а шпоночное. И еще. Дабы легко было подбирать оптимальные передаточные отношения, звездочки изготовили раздельно от ступиц, скрепив их болтами.

Верхняя цепь для безопасности закрыта кожухом.

Пара по-иному выглядит у нас держатель рабочего органа с ручками управления: их возможно фиксировать в любом из трех предусмотренных положений.

Пионерский мотоблок

Р и с. 4. Ходовой вал.

Пионерский мотоблок

Рис. 5. пусковой шкив и Ступица колеса.

Пионерский мотоблок

Рис. 6. Держатель с ручками управления:

1 — рама, 2 — петли подвески держателя. 3 — болт подвески держателя, 4 — втулка. 5 — ручка управления, 6 — поводок фиксатора, 7 — фиксатор, 8 — плата фиксатора. 9 — штырь, 10 — держатель рабочего органа, 11 — изогнутый держак рабочего органа, 12 — болт подвески рабочего органа, 13 — регулировочный болт, 14 — ось регулировочного болта, 15 — торцевая стена.

Пионерский мотоблок

Рис. 7. Типовое соединение звездочки со ступицей.

В качестве плуга у нас — лапа культиватора с отогнутым назад держаком, дабы почва не заваливала правое колесо.

Критически отнеслись мы и к рычагу газа, полагая, что для управления двигателем мотоблока он не годится: «манетка» лучше.

Сейчас о колесах. Поддерживающее решили не применять и отдали предпочтение двум колесам от мотоколяски С3А. Грунтозацепы на них расположили под углом 45°, «елочкой», дабы они самоочищались при пахоте. Вместо цепей поставили ободы из металлических лент…

Собственный мотоблок парни назвали «Вятка-1М». Упрочнения, затраченные ими на совершенствование конструкции «Вятича», бесплатно не пропали — машина трудится надежно. Вот уже второй сезон им пашут тяжелый суглинок. И достаточно скоро — три сотки за один час на глубину 220 мм.

Промежуточный вал мотоблока помогает кроме этого валом отбора мощности. Соединив его с насосом, циркулярной пилой либо сенокосилкой, возможно делать множество дополнительных хозяйственных работ.

Снегоуборочная приставка Целина к мотоблоку

Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: