Применение зубчатых передач

Механизм с зубчатыми колесами, заключенный в кожух либо корпус, именуется коробкой передач (либо коробкой скоростей).

Назначение коробок передач содержится в том, дабы изменять направления вращения и передаточные числа ведомого вала при помощи включения разных пар шестеренок. Коробки передач используются в самых разнообразных автомобилях.

Схема несложной коробки скоростей токарного станка изображена на рисунке 90. Три вала: ведущий, промежуточный и ведомый — вращаются в подшипниках, установленных в корпусе коробки. На ведущем валу может скользить посредством особой вилки с рукояткой по шпонке либо на шлицах блок из трех соединенных между собой шестерен Z1; Z2 и Z3.

Применение зубчатых передач

Рис. 1. Схема коробки скоростей токарного станка.

На промежуточном валу без движений закреплены (это обозначено на схеме знаком X) четыре зубчатых колеса Z5; Z6 и Z7.

На ведомом шпинделе вольно вращаются шестеренки Zs и Z9, неизменно сцепленные с колесами промежуточного вала Z4 и Z,. Колеса Z8 и Z9 имеют на торцах кулачковые выступы — венцы (4 и 6), с которыми может сцепляться кулачковая муфта, скользящая на шпонке либо на шлицах по валу. Муфту возможно по желанию приводить в зацепление с колесом Z8 либо с колесом Z9 при помощи особой вилки с рукояткой.

В левом положении муфты передаточное число от промежуточного вала к ведомому равняется:

Так, эта коробка скоростей дает возможность приобрести шесть разных передаточных чисел либо шесть скоростей вращения ведомого вала при постоянной скорости вращения ведущего вала.

Применение зубчатых передач

Рис. 2. Устройство перебора:
а — перебор отключён; б — перебор включен.

На токарных станках время от времени употребляется так называемый зубчатый перебор. На ведомом валу (шпинделе) токарного станка вольно вращается трехступенчатый шкив и жестко соединенное с ним зубчатое колесо Zx. На шпинделе жестко закреплено зубчатое колесо Z2.

Перебор представляет собой промежуточный вал с закрепленными на нем зубчатыми колесами Z3 и Z4. Данный вал может передвигаться при помощи рукоятки так, что колеса Zx и Z3, и Z2 и Z4 смогут приходить в зацепление.

В то время, когда колеса расцеплены — перебор отключён, вращение передается от шкива к шпинделю. Наряду с этим зубчатое колесо и шкив Z2 соединены защелкой (пальцем). В то время, когда включен перебор (рис. 91,6), защелку отводят, колесо и шкив Z2 разъединены, а вращение передается через две пары шестеренок с неспециализированным передаточным числом.

Так, механизм перебора в сочетании с ременной передачей и трехступенчатыми шкивами позволяет взять кроме этого шесть скоростей вращения шпинделя.

В современном производстве довольно часто используются реверсивные механизмы, каковые позволяют при одном и том же направлении вращения ведущего вала изменять перемещение ведомого вала в противоположных направлениях, т. е. приобретать реверсирование. Примером реверсивного механизма помогает уже привычный нам трензель токарного станка.

Применение зубчатых передач

Рис. 3. Реверсивный механизм.

На рисунке 3 продемонстрирован реверсивный механизм, складывающийся из сцепленных конических шестеренок; наряду с этим ведущий и ведомый валы взаимно перпендикулярны. На ведущем валу вольно вращаются два однообразных конических зубчатых колеса Z1 имеющие на торце кулачковые выступы. Эти колеса неизменно сцеплены с третьим колесом, также коническим Z2, жестко закрепленным на ведомом валу. На ведущем валу посредством рукоятки скользит на шпонке либо на шлицах кулачковая муфта, вращающаяся вместе с валом. Муфта возможно сцеплена либо с правым, либо с левым колесом. Эти положения муфты изменяют направления вращения ведомого вала.

Механизмы — Зубчатая передача — Видео анимации


Читать также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: